Образовательный процессГосударственное бюджетное образовательное учреждение Уфимская коррекционная школа – интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства. Обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении качественного образования. Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности получения образования в пределах Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), профилактику и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Обучение организовано по пятидневной неделе в I смену. Язык обучения – русский. Срок обучения в соответствии с учебным планом составляет 9 – 13 лет. Форма обучения очная. Воспитанники начальных классов проживают в интернате, учащиеся 5 – 11 классов посещают Группы продленного дня (ГПД). Школа реализует адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (АООП) по варианту 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и по варианту 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями. Также применяются программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (подготовительный /1 – 4 классы), (5 – 9 классы), с углубленной трудовой подготовкой (10 – 11 классы), а также программа обучения детей с глубокой (умеренной и тяжелой) умственной отсталостью. В 1 – 3 классах обучение ведется с применением электронной формы учебников. Занимаются с использованием электронных учебников – 48 учащихся. - Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (АООП) вариант 1 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательные области | Учебные предметы | Обязательная часть | 1.Язык и речевая практика | 1.1.Русский язык | 1.2.Чтение | 1.3.Речевая практика | 2.Математика | 2.1.Математика | 3.Естествознание | 3.1.Мир природы и человека | 4.Искусство | 4.1.Музыка | 4.2.Рисование | 5.Физическая культура | 5.1.Физическая культура | 6.Технология | 6.1.Ручной труд | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Коррекционно - развивающая область | Ритмика | Логопедические занятия | Психокоррекционные занятия | Внеурочная деятельность | |
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (АООП) вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
Образовательные области | Учебные предметы | Обязательная часть | 1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 2. Математика | 2.1.Математические представления | 3. Окружающий мир | 3.1 Окружающий природный мир | 3.2 Человек | 3.3 Домоводство | 3.4. Окружающий социальный мир | 4. Искусство | 4.1 Музыка и движение | 4.2 Изобразительная деятельность | 5. Физическая культура | 5.1 Адаптивная физкультура | 6. Технологии | 6.1 Профильный труд | 7. Коррекционно-развивающие занятия | Часть, формируемая участниками образовательных отношений | Коррекционные курсы | 1. Сенсорное развитие | 2. Предметно-практические действия | 3. Двигательное развитие | 4. Альтернативная коммуникация | Внеурочная деятельность (в максимально допустимую недельную нагрузку не входит) |
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (подготовительный /1 – 4 классы) под ред. В.В. Воронковой
№ | Образовательные области | I. Общеобразовательные курсы | 1 | Русский язык и развитие речи Чтение и развитие речи Башкирский язык (государственный) | 2 | Математика | 3 | Изобразительное искусство (ИЗО) | 4 | Музыка | 5 | Физическая культура | 6 | Основы религиозных культур и светской этики | II. Трудовая подготовка | 7 | Трудовое обучение | III. Коррекционная подготовка (коррекционные курсы) | | а) коррекционные курсы: | 8 | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | 9 | Ритмика | | б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия: | 10 | Факультативные занятия | 11 | Логопедия занятия | 12 | Лечебная физическая культура | 13 | Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (5 – 9 классы) под ред. В.В. Воронковой
№ | Образовательные области | I. Общеобразовательные курсы | 1 | Русский язык и развитие речи Чтение и развитие речи Башкирский язык (государственный) | 2 | Математика | 3 | Природоведение | 4 | Биология | 5 | География | 6 | История | 7 | Обществознание (включая экономику и право) | 8 | Этика и психология семейной жизни | 9 | Изобразительное искусство (ИЗО) | 10 | Музыка | 11 | Физическая культура | 12 | Основы безопасности жизнедеятельности | 13 | История и культура Башкортостана (ИКБ) | II. Трудовая подготовка | 14 | Профессионально-трудовое обучение | 15 | Трудовая практика (в днях) | III. Коррекционная подготовка (коррекционные курсы) | | а) коррекционные курсы: | 16 | Социально-бытовая ориентировка (СБО) | | б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия: | 17 | Факультативные занятия | 18 | Логопедия занятия |
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида с углубленной трудовой подготовкой (10 – 11 классы)
№ | Образовательные области | I. Общеобразовательные курсы | 1 | Русский язык и литература Родной язык и литература | 2 | Математика | 3 | Обществознание (включая экономику и право) | 4 | Этика и психология семейной жизни | 5 | Физическая культура | 6 | История и культура Башкортостана (ИКБ) | II. Трудовая подготовка | 7 | Производственное обучение | 8 | Трудовая практика (в днях) | III. Коррекционная подготовка (коррекционные курсы) | | а) коррекционные курсы: | 9 | Социально-бытовая ориентировка (СБО) | | б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия: | 10 | Факультативные занятия |
- Программа обучения детей с глубокой (умеренной и тяжелой) умственной отсталостью
№ | Образовательные области | I. Общеобразовательные курсы | 1 | Развитие речи Чтение Письмо | 2 | Математика | 3 | Мир растений | 4 | Мир животных | 5 | Человек | 6 | История и культура Башкортостана (ИКБ) | 7 | Человек и общество | 8 | Физическая культура | 9 | ИЗО | 10 | Музыка | 11 | Основы безопасности жизнедеятельности | II. Трудовая подготовка | 12 | Самообслуживание | 13 | Ручной труд | 14 | Хозяйственно-бытовой труд | 15 | Ремесло | III. Коррекционная подготовка (коррекционные курсы) | | а) коррекционные курсы: | 16 | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | 17 | Социально-бытовая ориентировка (СБО) | 18 | Музыкально-ритмические занятия | 19 | Предметно-практическая деятельность | | б) обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия: | 20 | Логопедические занятия | 21 | ЛФК | 22 | Развитие психомоторики и сенсорных процессов | 23 | Факультативные занятия |
Рабочие программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Они направлены на разностороннее развитие личности учащегося, способствуют умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Специальной формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1-7 кл.), психокоррекционные занятия, ритмика и ЛФК. Программа коррекционных занятий направлена на коррекцию психических процессов учащихся, основанных на принципах постепенного развития (онтогенезе). На эти занятия отводятся часы в первую и во вторую половину дня. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных нарушений, а занятия ЛФК - в соответствии с медицинскими показаниями. Трудовая подготовка учащихся занимает центральное место в системе всей учебно - воспитательной работы. В школе профессионально–трудовое обучение ведется по семи профилям: - столярное дело
- швейное дело
- ручное и машинное вязание
- цветоводство, декоративное садоводство
- дворник
- уборщик служебных помещений
- штукатур-маляр
- картонажное-полиграфическое дело
По каждому профилю трудового обучения оборудованы учебные мастерские. Организация образовательного процесса в школе регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом и расписанием занятий. По завершению обучения выпускники проходят государственную (итоговую) аттестацию. Государственная (итоговая) аттестация включает сдачу выпускных экзаменов по трудовому обучению. Образование является нецензовым, выпускники получают документ государственного образца «Свидетельство об обучении». |